atsinis (atsinis) wrote,
atsinis
atsinis

Categories:

Charlie Hebdo как вырождение европейской культуры

Чуть более месяца назад произошло нападение на офис редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo. В результате нападения, охарактеризованного Президентом Франции Франсуа Олландом как "терракт", трагически погибло 12 человек, ранено 11. Данное событие вызвало широкий резонанс во всем мире. В Париже и во многих других городах мира тысячи людей вышли на улицы:


Манифестация на парижской Площади Республики

На мой взгляд, данное событие имеет два аспекта: общественно-политический и культурно-философский, культурно-ценностный.

Про общественно-политический аспект сказано было очень много, подробно на нем я останавливаться не буду. Скажу лишь, что на мой взгляд масштаб реакции не соответствует масштабу события. Франсуа Олланд правильно называет это "террактом" в том смысле, что терракт - от слова terror: страх, ужас. Целью любого терракта является не убийство конкретных людей, а инициирование эмоций во всем обществе. Так русские народовольцы надеялись поднять народ, убив царя - но в силу глубинных особенностей русского народа реакция была прямо противоположной. Общественная реакция на нападение на сатирический журнал (которое по своим масштабам ближе к разбойному ограблению банка) оказалась несравнима по мощи с другими подобными реакциями. После других по-настоящему страшных террактов(11 сентября, Лондон, Мадрид, Стамбул), в которых погибли невинные люди, никаких многомиллионных маршей с участием глав государств и призывов солидаризироваться с жертвами (Je Suis Charlie) не было. Ситуация искусственно накалялась сумасшедшим образом: людей призывали разделиться - "Je Suis Charlie o Je ne suis pas Charlie", снова пытаясь таким образом развернуть "конфликт цивилизаций". Понимают ли европейцы, что они сделали, выйдя на этот марш?

Но мне хотелось бы более подробно остановиться на аспекте культурном, который совершенно затерялся из-за раскрутки аспекта политического.

Говоря "культурный аспект", я подразумеваю содержание творчества французского журнала, которое во многом и спровоцировало нападение. Это самое "творчество" я и хотел бы здесь рассмотреть. А именно - знаменитые шарлистские карикатуры.

Вооруженные мужчины, напавшие на редакцию еженедельного сатирического журнала Charlie Hebdo в центре Парижа кричали «Аллах акбар» и «Мы отомстили за пророка». Давайте посмотрим на "исламские" карикатуры, опубликованные прямо на обложках французского журнала:


Пророк Мухаммед: "100 плеток если вы не умрете от смеха!"

Коран дерьмо. Он не остановит пули!
С другим богатым творческим наследием авторов можно ознакомится подробнее.

Многие удивляются, как удивлялись на реакцию мусульман на карикатуры датских художников: "А что такого? Это же просто карикатура!" Между тем, в исламе отношение к любым изображениям живых существ (не говоря уже о Боге, его пророке и мусульманских "святых") отношение довольно строгое. В Коране нет прямого запрета на изображения Мухаммеда, но в нескольких хадисах прямо говорится о запрете на изображение вообще. В исламе передача идей, норм и  правил идет ТОЛЬКО через текст, устный или письменный. Возможно, поэтому отношение к христианам и иудеям, которые считаются "людьми книги", в исламе гораздо менее жесткое, чем к язычникам, у которых нет текста, нет "книги". Традиционный ислам вполне терпим и к иудаизму, и к христианству - иудейские пророки и Иисус признаются исламом как пророки. В исламе нет икон или тем более статуй в храмах - посмотрите на интерьер Айи-Софии, христианские фрески завешаны текстом, цитатами из Корана:


Интерьер Айи-Софии

Европейцы (и их "потомки" - американцы) в большинстве своем эти важные для любого мусульманина положения видимо не знают или не хотят знать. А тем более - понимать. Поэтому и создают такие карикатуры, без всякой оглядки на мусульман, для которых и простое изображение пророка оскорбительно, тем более - карикатура. Европейцы - индивидуалисты, они, как правило, всё меряют по себе. Западному человеку проще просто декларативно принять существование другой точки зрения, без каких-либо попыток понять, разобраться в ней. Это одно из основных положений постмодернистской философии, и того, что называют "мультикультурализм" - декларативное уравнивание "правд", мировоззрений, без какой-либо попытки попробовать осознать содержание этих правд. Их уравнивание само по себе предполагается ценностью. Европейцам (за редкими исключениями, и, вообще говоря, не только им) вообще не свойственно стремление глубоко познавать чужие культуры . Например, приплыв в Америку, они без всякого зазрения совести разрушили великие Американские цивилизации. Такое же пренебрежение было и к великим азиатским цивилизациям, прежде всего индийской и китайской, притом что эти цивилизации гораздо древнее западной. Да даже к своим истокам, к своим памятникам они зачастую относятся прагматически, по-деловому, по-рыночному, колонизационно. Посмотрите, например на символы Рима - Колизей и Форум. На камни для постройки домов их растащили не только варвары-вандалы, но и средневековые и даже позднесредневековые римляне - не слишком далекие предки римлян сегодняшних.

IMG_38021
Тёмная сторона Колизея - растащили 3 этажа

Под общеевропейские разговоры о толерантности европейские же журналы (умышленно или случайно - тоже интересный вопрос) оскорбляют мусульман, в том числе мусульман, которые живут в Европе и составляют значительную и в последнее время оказывающую сильное влияние на общественные процессы часть европейского общества. И общество на это никак не реагирует и даже как будто не понимает, как на это надо реагировать.

Но "исламскими" карикатурами с позволения сказать "сатира" журнала Charlie Hebdo не исчерпывается. Есть и такое:

[Однополый брак - Отец, Сын и Святой Дух]


Великая европейская культура - это прежде всего христианская культура.

Истоки её - в культуре античной (в первую очередь древнегреческой), но и христианство также является продуктом античности. Христианство было неким синтезом различных мировоззрений античности, и синтез этот не на уровне банальных совпадений, как сейчас многие хотят показать. Например, несколько цитат:

Страсть - это неразумное противоестественное движение души, или чрезмерное влечение... Существует четыре главных рода страстей: печаль, страх, вожделение, удовольствие. Печаль - это неразумное сжатие или свежее впечатление от наличного зла, против которого, как полагают, необходимо сжаться. Страх - это неразумное избегание ожидаемой угрозы или бегство от неё. Вожделение - это неразумное стремление или поиски ожидаемого блага. Удовольствие - это неразумное возбуждение или свежее впечатление от наличного блага, которым, как полагают, необходимо увлечься.

Это цитата из древнегреческих философов-стоиков, хотя, согласитесь, подойдет она и средневековому христианскому богослову. Или несколько цитат из Эпиктета, философа I в н. э., время, когда христианство только зарождалось и как учение ещё только начало формироваться:

Подчиниться тому, что от тебя не зависит, и улучшать в себе то, что зависит только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а все остальное принимай так, как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а так, как то Богу угодно. ... То, что моё — мою душу, — никто на свете не может отнять у меня. В этом бессильна и толпа людей против одного человека, и самый сильный против самого слабого. Этот дар дан Богом каждому человеку.

Средневековая европейская философия - философия христианская. Средневековое европейское искусство - искусство христианское. Наиболее просвещенные средневековые европейцы - священники или монахи. Правящий класс, феодалы - люди, как правило, глубоко верующие и готовые за эту веру умереть (см. Крестовые походы). Посмотрите на величие готических христианских соборов и почувствуйте атмосферу, в которой такое величие проявилось в камне. Простой крестьянин не мог просто прочитать (тем более - воспринять) трактаты богословов, но величественность соборов ему была доступна и через эту величественность и формировалась его вера, его идентичность, его ценности - а значит, и во многом ценности европейцев сегодняшних.


Реймский собор. В Реймсе короновались французские короли. Построен за 60 лет, XIII век. Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м.

Высшей точкой, пиком европейской культуры считается эпоха Ренессанса (Возрождение). В эту эпоху, эпоху Возрождения Античности, "люди эпохи возрождения" осуществляли некий синтез христианства с античностью: обращение к античности "влило" новую энергию в христианство. Посмотрите на произведения искусства Ренессанса: почти все они связаны с христианской теологией и работают на неё, при этом сильно отличаются от более ранних произведений.



"Мадонна" Рафаэля. Два крылатых мальчишки внизу отсылают скорее к Амуру, чем к христианским ангелам, но в контексте картины не может быть сомнений, что это "ангелочки"

Конечно, о тесноте связи Ренессанса и христианства можно спорить; Лосев, например, даже пишет об ущербе, нанесенном христианству в эпоху Ренессанса (см "Эстетика Возрождения"). За Северным Возрождением последовало появление протестантизма - источника капиталистической морали (Вебер). Протестант в Крестовый поход не пойдет. Капитализм - также во многом продукт Ренессанса (и зародился он географически буквально там же в итальянских городах-республиках).

Тем не менее, вся последующая европейская культура оглядывалась на Ренессанс, на его высокий гуманизм, который во многом (если не полностью) перекликается с гуманизмом христианским. У художника (писателя, архитектора, композитора) сохранялось отношение к своему искусству как к обращение к высшему, горнему, так же, как и у "людей эпохи возрождения". Испанский художник Франсиско Гойя, подобно иконописцам средневековья, перед написанием картины одевался в чистые одежды. Это "отношение иконописца" двигало европейскую культуру.

Современные художники подобного "отношения иконописца", судя по всему, лишены начисто. Так же, как начисто лишены обращения к высшему их "инсталляции и перформансы".

[Ад и израиль]


Можно понять, когда карикатуры рисуются на священников. Священник - тоже человек, со всеми своими пороками и человеческими слабостями. Но рисовать карикатуры на символы, которые лежат в основе своей собственной культуры? Почему европейские христиане - ведь тут не важно даже, католик ты или протестант - никак не отреагировали на такое откровенное святотатство? Даже если ты человек светский: если ты атеист то ты православный, или католический, или протестантский атеист: христианство лежит в основе твоей культуры, твоей морали, твоего образа жизни. Спокойно смотря на такие карикатуры, ты негласно соглашаешься с разрушением своей культуры.

Почти полное отсутствие реакции на содержание карикатур Charlie Hebdo (более того, открытая солидаризация с авторами значительной доли населения) - плохой симптом для европейского общества. Говоря "Je Suis Charlie":

- европейцы допускают оскорбление мусульман, в том числе своих сограждан-мусульман. Незнание закона от ответственности не освобождает и никто извиняться за карикатуры, по-видимому, не собираются. Допуская такое оскорбление, европейцы девальвируют собственные понятия о терпимости и толерантности. Свобода слова? Один из важнейших принципов европейского общества - "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого". Свобода слова французского журналиста заканчивается там, где начинается свобода слова французского гражданина-мусульманина. Учитывая, что ислам остается одной из немногих по-настоящему накаленных сил в мире, можно ожидать, что за ответом дело не станет.

- европейцы допускают оскорбление краеугольных камней своей собственной культуры. И, как я утверждаю, тут не важно, верующий ты человек или нет - от этого твоя культура христианской быть не перестанет. Нельзя рассматривать Сикстинскую капеллу или Нотр-Дам де Пари только как здания с красивыми рисунками внутри. Такой взгляд на эти шедевры означает полное вырождение европейской культуры. Мы, русские, подобную ошибку уже допустили, когда превращали храмы в склады. Не уверен, что это было необходимым условием создания великой страны, но одной из причин обрушения построенной великой страны это безусловно является.

Не надо говорить, что это всего лишь карикатуры. Это явление уже по факту вышло далеко за рамки "просто карикатуры" и грозит Европе очень серьезными и неприятными последствиями.


Tags: Европа, история, культура, политика
Subscribe

promo atsinis май 23, 2015 10:05 15
Buy for 50 tokens
"Всё в кайф, в струю и в жилу" - девиз спелеоклуба МФТИ "Барьер", надпись на общежитии №8 "Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении." Конфуций Недавно появилось сразу две статьи, связанные…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments